Портал для подачи заявлений на оформление повышенной государственной академической стипендии и материальной поддержки обучающимся ФГБОУ ВО "ИГУ"

В путь-дорогу: почему велосипед лучше машины?

3714

Текст: Даша Арсентьева

Фото: Велотранспортный союз Иркутска

Изображения: Freepik



Снега на улице становится меньше, людей на велосипедах — всё больше. О том, какие проблемы встречаются на пути велосипедистов, почему этот вид транспорта актуален круглый год и где найти единомышленников, ГОСТу рассказал Человек-Фёдор — велосипедист, арт-директор и редактор.


Вы числитесь в каких-то организациях для велосипедистов?

Я отношусь к нескольким организациям, в том числе представляю Иркутский велотранспортный союз. Но я не создатель этой организации, поэтому буду меньше говорить от её лица, а больше — о личном опыте. Велотранспортный союз отличается от других велоорганизаций Иркутска тем, что позиционирует велосипед как один из видов транспорта, а не просто как развлечение.

_23-2147508795.jpg

Вид транспорта как альтернатива автомобилю?

Не только, ещё и общественному транспорту. Я проводил как-то опрос во Вконтакте и выяснил, что из 320 опрошенных 40 % живёт от работы на расстоянии до пяти километров, а половина из этих 40 — на расстоянии до трёх километров. Это то расстояние, которое человек может без проблем преодолевать даже пешком за 30-60 минут или на велосипеде за 20-40 (если не гнать). Но люди предпочитают прийти на остановку, ждать автобус, ехать по пробкам, а после пешком дойти до работы. Или дойти до стоянки, завестись, зимой прогреться, приехать, найти стоянку и припарковаться, причем часто, как попало - на газонах и тротуарах. А на коротких дистанциях лучше самоката нет ничего! Когда до места работы у меня было полтора километра, то на нём оказалось быстрее, чем на велосипеде, который нужно снимать с четвёртого этажа, потом приковывать у офиса, отковывать, заносить по лестнице домой.


Велотранспортный союз организовали Григорий Ифтодий, Григорий Скарченко и Стас Трунцов в 2013 году. Через год к ним присоединилась Ирина Ифтодий, заменив на посту своего брата.



Почему люди не хотят ходить пешком или не считают велосипед альтернативным видом транспорта?

Потому что у нас автомобиль не средство передвижения, а предмет престижа. Человек нацелен на то, чтобы казаться, а не быть. Ему важно, чтобы остальные составили о нём нужное впечатление, но всем, по большому счёту, всё равно.

Ещё люди не считают деньги. В городе самый дешёвый и быстрый способ передвигаться — не личный автомобиль, а комбинация других способов передвижения: такси, общественный транспорт, пешком. И, конечно, велосипед. Я не велосектант, я нормальный человек: когда мне нужно ехать от танка на Синюшку, я вызываю такси.

Ещё ходить пешком или ездить на велике мешает низкое качество пешеходной среды: нет пандусов, зато есть ямы, вываливающаяся плитка, лужи. Не очень это располагает к прогулкам.

_23-2147519490.jpg

А как насчёт велосипеда как не городского транспорта?

Велосипед для меня более удобное средство для путешествий, чем машина. Когда едешь на велосипеде по трассе, ощущение путешествия больше, чем когда ты едешь в автобусе, поезде или в личном автомобиле. Ты действительно путешествуешь. В Сибири, с её огромными расстояниями между городами, это трудно оценить. В европейской части страны по-другому: там между областными центрами около 200 км, а между ними полно интересных маленьких городков. Пример: от Москвы до Рязани примерно 180 километров по трассе. Это расстояние подготовленный человек на велике может проехать за день. Менее подготовленный — за два, а по пути ещё заехать в Коломну, посмотреть Кремль и музей пастилы. Я проехал Золотое кольцо за две недели. По незнакомому городу на велосипеде ездить удобнее, чем на машине. Ты можешь остановиться там, где пожелаешь, заехать в любую подворотню, парковаться, где захочешь. И это проще, чем пешком, потому что не нужно изучать маршруты общественного транспорта. Просто покупаешь карту, выбираешь маршрут и добираешься без проблем до нужного места в любое время суток. И всё это время ты видишь город целиком. А не через лобовое стекло, которое сужает обзор.

_23-2147513315.jpg

Какие есть трудности в использовании велосипедов?

Часто в планировке квартир: велосипед поставить некуда, а на балконе в мороз оставлять нельзя - тросики перемерзают и трескаются, ведь не всякий пластик хорошо перенесёт холод.

Вторая проблема - плохие дороги, которые в дождливое время превращаются в реки из-за плохого дренажа. Кроме того, из-за этого быстрее портятся дороги: вода остаётся в асфальте и разрывает его. Лужи могут скрывать ямы, что очень опасно. Ещё лужи, как правило, широкие, и кто бы тебя ни обгонял — обязательно забрызгает. Единая система ливневых канализаций решила бы проблему, но город этого не потянет: по проекту 2008 года это стоило 14 миллиардов рублей, а у нас расходная часть бюджета в 2016 году 13,6 миллиардов с учетом кризиса.

_23-2147519493.jpg

А как насчёт поездок зимой? Заснеженные дороги, холод?

Существует распространённое заблуждение, что ездить зимой на велосипеде холодно. Это на остановке стоять холодно, ехать — жарко. Нужно даже легче одеваться, чем если бы ты шел пешком или ехал на общественном транспорте. Зимой ездить нормально, но обязательно нужны перчатки и что-нибудь, прикрывающее лицо. Я бы слукавил, если бы сказал, что можно кататься круглый год. Нет, когда холоднее –20 °C, то ехать некомфортно. В этом январе я попробовал в –35 °С, но это было тяжело физически: смазка густеет, педали крутить сложно, дышать тяжело.

К сожалению, тот метр в правом ряду проезжей части, по которому ездят велосипедисты, от снега чистят недостаточно хорошо. Он уплотняется, и велосипедист рискует съехать влево. А под рыхлым снегом может оказаться яма во льду, и если на скорости в неё влететь, можно упасть. По правилам дорожного движения теперь можно ехать и по тротуару, выбирая, где почище, но без пандусов это делать неудобно.

_23-2147512735.jpg

Нужны ли велосипедистам отдельные дорожки?

Они не обязательны, но если будут, то это хорошо. Велодорожки, особенно устроенные через исторический центр, сделают Иркутск более удобным, и поездка станет быстрее, безопаснее, интереснее. И такие дорожки появятся в процессе реализации проекта «Иркутские кварталы».

Велотранспортный союз и ранее относил проработанные проекты велодорожек в администрацию. Например, ещё в прошлом году власти были за то, чтобы сделать велодорожку по улице Декабрьских Событий вдоль трамвайных путей: там достаточно места для неё, и велосипедисты давно это используют. В этом году нам отказали: «У трамвая занос полтора метра, он вас будет сбивать». Это верно, полтора метра, но на поворотах! А мы же говорим о прямом участке.

_1051-628.jpg

Широко ли представлен в Иркутске выбор велосипедов?

Главная проблема в том, что велосипед не считается видом транспорта, для большинства это средство для спорта и туризма. Поэтому в магазинах мало хороших городских велосипедов. А даже если они есть, люди считают, что если уж покупать, то чтобы там были 24 скорости, передний и задний амортизаторы, дисковые тормоза. Но если ты не планируешь велопоходов, а будешь ездить по городу до 10 километров в течение дня, ничего этого тебе не нужно. Купите недорогую модель, исходите не из мнения большинства, а из своих конкретных потребностей. Люди видят мало простых велосипедов на улицах, поэтому считают, что в ряды велосипедистов высокий порог вхождения.

То же самое с самокатами для взрослых: культура их использования ещё не создана. Два года назад, когда я хотел купить самокат, выяснилось, что это большая проблема - выбора в Иркутске нет. Условно: «красный» и «второй». А вот детских — сколько хочешь. Спустя год выбор стал чуть больше, я даже подобрал себе самокат, в этом году хочу купить ещё один на семью.

_23-2147491722.jpg

ГОСТ: Как вступить в Иркутский велотранспортный союз?

Фёдор: Пока клубных карт нет, членство полувиртуальное, достаточно вступить в группу во Вконтакте. Планируем сделать клубную карту, с взносом или без — ещё не решили, думаем договориться со спортивными компаниями, сервисами, чтобы для членов были какие-то привилегии.


Ссылка на группу во Вконтакте.


Какие проекты реализует организация?

Проектов много, планов больше. Последнее событие Иркутского велотранспортного союза в честь Дня Земли — «Велосветлячки» — продвижение велосипеда как экологичного вида транспорта.

Также Союз организует или участвует в транспортных конференциях, в том числе и выездных, с отечественными и иностранными экспертами.

Хотим выпустить и распространить по спортивным магазинам понятные правила движения для велосипедистов о том, как ездить по городу безопасно. Вот собака бежит, что делать, чтоб не бросилась? Не паниковать, а просто перестать крутить педали, и собака потеряет к вам интерес. В правилах будет описано, как двигаться по проезжей части, как ездить по тротуарам, на которых полно опасных пешеходов, которые меняют направление движения мгновенно и непредсказуемо. Соберём там информацию о велопрокатах, о велосервисах, спортивных магазинах.

Похожую памятку сделаем и автомобилистам о том, как перестать беспокоиться и начать уважать велосипедистов.

Также хотим заняться качественными велопарковками, в городе их, к сожалению, практически нет. Всё, что имеется, спроектировано людьми, которые велосипедов никогда не видели, не знают, каким образом их закрепляют.

велосветлячки.jpg

велосветлячки2.jpg

Как увеличить популярность городских велосипедов?

Потребности в городских велосипедах не будет, пока люди не научатся считать: я езжу до работы два километра туда и обратно, я не собираюсь ездить за город, мне нет нужды ездить на машине. Когда люди будут считать и не зависеть от чужого мнения, будет чувство собственного достоинства, городские велосипеды будут востребованы.
На «Велосветлячках» я ехал замыкающим и заметил женщину, отличающуюся от остальных. У неё был городской велосипед с небольшими колёсами, но в то же время недешёвый: шипованная резина, хороший багажник и фары, дорогой велорюкзак, полностью светоотражающий, сам велосипед складной. На финише мы разговорились, оказалось, что зовут её Сабрина, она из Германии. Она рассказала, что там уже давно поняли, что личный автомобиль — это не вариант для города. Поэтому все на велосипедах, спокойно оставляют их на улице. У неё один велосипед остался в Германии, а один она привезла сюда. Он очень удобный, манёвренный, складывается в куб со стороной сантиметров в пятьдесят за 15 секунд.

_23-2147495688.jpg

Часто ли случаются массовые выезды велосипедистов?

Массовые веловыезды проводятся редко, и это хорошо. Лично я против того, чтобы они проводились часто. Разовые мероприятия должны быть, чтобы показать, что можно ездить зимой, например. Но перекрытие улиц вызывает недовольство четырёхколёсных. В Воронеже практиковался и другой подход к массовым выездам: каждую последнюю пятницу месяца люди просто ехали на работу на велосипеде. Они не собирались в группы, просто в какой-то момент велосипедистов на улицах становилось заметно больше, и это показывало, что велосипедисты в городе есть.