В путь-дорогу: почему велосипед лучше машины?
Текст: Даша Арсентьева
Фото: Велотранспортный союз Иркутска
Изображения: Freepik
Снега на улице становится меньше, людей на велосипедах — всё больше. О том, какие проблемы встречаются на пути велосипедистов, почему этот вид транспорта актуален круглый год и где найти единомышленников, ГОСТу рассказал Человек-Фёдор — велосипедист, арт-директор и редактор.
Вы числитесь в каких-то организациях для велосипедистов?
Я отношусь к нескольким организациям, в том числе представляю Иркутский велотранспортный союз. Но я не создатель этой организации, поэтому буду меньше говорить от её лица, а больше — о личном опыте. Велотранспортный союз отличается от других велоорганизаций Иркутска тем, что позиционирует велосипед как один из видов транспорта, а не просто как развлечение.
Вид транспорта как альтернатива автомобилю?
Не только, ещё и общественному транспорту. Я проводил как-то опрос во Вконтакте и выяснил, что из 320 опрошенных 40 % живёт от работы на расстоянии до пяти километров, а половина из этих 40 — на расстоянии до трёх километров. Это то расстояние, которое человек может без проблем преодолевать даже пешком за 30-60 минут или на велосипеде за 20-40 (если не гнать). Но люди предпочитают прийти на остановку, ждать автобус, ехать по пробкам, а после пешком дойти до работы. Или дойти до стоянки, завестись, зимой прогреться, приехать, найти стоянку и припарковаться, причем часто, как попало - на газонах и тротуарах. А на коротких дистанциях лучше самоката нет ничего! Когда до места работы у меня было полтора километра, то на нём оказалось быстрее, чем на велосипеде, который нужно снимать с четвёртого этажа, потом приковывать у офиса, отковывать, заносить по лестнице домой.
Велотранспортный союз организовали Григорий Ифтодий, Григорий Скарченко и Стас Трунцов в 2013 году. Через год к ним присоединилась Ирина Ифтодий, заменив на посту своего брата.
Почему люди не хотят ходить пешком или не считают велосипед альтернативным видом транспорта?
Потому что у нас автомобиль не средство передвижения, а предмет престижа. Человек нацелен на то, чтобы казаться, а не быть. Ему важно, чтобы остальные составили о нём нужное впечатление, но всем, по большому счёту, всё равно.
Ещё люди не считают деньги. В городе самый дешёвый и быстрый способ передвигаться — не личный автомобиль, а комбинация других способов передвижения: такси, общественный транспорт, пешком. И, конечно, велосипед. Я не велосектант, я нормальный человек: когда мне нужно ехать от танка на Синюшку, я вызываю такси.
Ещё ходить пешком или ездить на велике мешает низкое качество пешеходной среды: нет пандусов, зато есть ямы, вываливающаяся плитка, лужи. Не очень это располагает к прогулкам.
А как насчёт велосипеда как не городского транспорта?
Велосипед для меня более удобное средство для путешествий, чем машина. Когда едешь на велосипеде по трассе, ощущение путешествия больше, чем когда ты едешь в автобусе, поезде или в личном автомобиле. Ты действительно путешествуешь. В Сибири, с её огромными расстояниями между городами, это трудно оценить. В европейской части страны по-другому: там между областными центрами около 200 км, а между ними полно интересных маленьких городков. Пример: от Москвы до Рязани примерно 180 километров по трассе. Это расстояние подготовленный человек на велике может проехать за день. Менее подготовленный — за два, а по пути ещё заехать в Коломну, посмотреть Кремль и музей пастилы. Я проехал Золотое кольцо за две недели. По незнакомому городу на велосипеде ездить удобнее, чем на машине. Ты можешь остановиться там, где пожелаешь, заехать в любую подворотню, парковаться, где захочешь. И это проще, чем пешком, потому что не нужно изучать маршруты общественного транспорта. Просто покупаешь карту, выбираешь маршрут и добираешься без проблем до нужного места в любое время суток. И всё это время ты видишь город целиком. А не через лобовое стекло, которое сужает обзор.
Какие есть трудности в использовании велосипедов?
Часто в планировке квартир: велосипед поставить некуда, а на балконе в мороз оставлять нельзя - тросики перемерзают и трескаются, ведь не всякий пластик хорошо перенесёт холод.
Вторая проблема - плохие дороги, которые в дождливое время превращаются в реки из-за плохого дренажа. Кроме того, из-за этого быстрее портятся дороги: вода остаётся в асфальте и разрывает его. Лужи могут скрывать ямы, что очень опасно. Ещё лужи, как правило, широкие, и кто бы тебя ни обгонял — обязательно забрызгает. Единая система ливневых канализаций решила бы проблему, но город этого не потянет: по проекту 2008 года это стоило 14 миллиардов рублей, а у нас расходная часть бюджета в 2016 году 13,6 миллиардов с учетом кризиса.
А как насчёт поездок зимой? Заснеженные дороги, холод?
Существует распространённое заблуждение, что ездить зимой на велосипеде холодно. Это на остановке стоять холодно, ехать — жарко. Нужно даже легче одеваться, чем если бы ты шел пешком или ехал на общественном транспорте. Зимой ездить нормально, но обязательно нужны перчатки и что-нибудь, прикрывающее лицо. Я бы слукавил, если бы сказал, что можно кататься круглый год. Нет, когда холоднее –20 °C, то ехать некомфортно. В этом январе я попробовал в –35 °С, но это было тяжело физически: смазка густеет, педали крутить сложно, дышать тяжело.
К сожалению, тот метр в правом ряду проезжей части, по которому ездят велосипедисты, от снега чистят недостаточно хорошо. Он уплотняется, и велосипедист рискует съехать влево. А под рыхлым снегом может оказаться яма во льду, и если на скорости в неё влететь, можно упасть. По правилам дорожного движения теперь можно ехать и по тротуару, выбирая, где почище, но без пандусов это делать неудобно.
Нужны ли велосипедистам отдельные дорожки?
Они не обязательны, но если будут, то это хорошо. Велодорожки, особенно устроенные через исторический центр, сделают Иркутск более удобным, и поездка станет быстрее, безопаснее, интереснее. И такие дорожки появятся в процессе реализации проекта «Иркутские кварталы».
Велотранспортный союз и ранее относил проработанные проекты велодорожек в администрацию. Например, ещё в прошлом году власти были за то, чтобы сделать велодорожку по улице Декабрьских Событий вдоль трамвайных путей: там достаточно места для неё, и велосипедисты давно это используют. В этом году нам отказали: «У трамвая занос полтора метра, он вас будет сбивать». Это верно, полтора метра, но на поворотах! А мы же говорим о прямом участке.
Широко ли представлен в Иркутске выбор велосипедов?
Главная проблема в том, что велосипед не считается видом транспорта, для большинства это средство для спорта и туризма. Поэтому в магазинах мало хороших городских велосипедов. А даже если они есть, люди считают, что если уж покупать, то чтобы там были 24 скорости, передний и задний амортизаторы, дисковые тормоза. Но если ты не планируешь велопоходов, а будешь ездить по городу до 10 километров в течение дня, ничего этого тебе не нужно. Купите недорогую модель, исходите не из мнения большинства, а из своих конкретных потребностей. Люди видят мало простых велосипедов на улицах, поэтому считают, что в ряды велосипедистов высокий порог вхождения.
То же самое с самокатами для взрослых: культура их использования ещё не создана. Два года назад, когда я хотел купить самокат, выяснилось, что это большая проблема - выбора в Иркутске нет. Условно: «красный» и «второй». А вот детских — сколько хочешь. Спустя год выбор стал чуть больше, я даже подобрал себе самокат, в этом году хочу купить ещё один на семью.
ГОСТ: Как вступить в Иркутский велотранспортный союз?
Фёдор: Пока клубных карт нет, членство полувиртуальное, достаточно вступить в группу во Вконтакте. Планируем сделать клубную карту, с взносом или без — ещё не решили, думаем договориться со спортивными компаниями, сервисами, чтобы для членов были какие-то привилегии.
Ссылка на группу во Вконтакте.
Какие проекты реализует организация?
Проектов много, планов больше. Последнее событие Иркутского велотранспортного союза в честь Дня Земли — «Велосветлячки» — продвижение велосипеда как экологичного вида транспорта.
Также Союз организует или участвует в транспортных конференциях, в том числе и выездных, с отечественными и иностранными экспертами.
Хотим выпустить и распространить по спортивным магазинам понятные правила движения для велосипедистов о том, как ездить по городу безопасно. Вот собака бежит, что делать, чтоб не бросилась? Не паниковать, а просто перестать крутить педали, и собака потеряет к вам интерес. В правилах будет описано, как двигаться по проезжей части, как ездить по тротуарам, на которых полно опасных пешеходов, которые меняют направление движения мгновенно и непредсказуемо. Соберём там информацию о велопрокатах, о велосервисах, спортивных магазинах.
Похожую памятку сделаем и автомобилистам о том, как перестать беспокоиться и начать уважать велосипедистов.
Также хотим заняться качественными велопарковками, в городе их, к сожалению, практически нет. Всё, что имеется, спроектировано людьми, которые велосипедов никогда не видели, не знают, каким образом их закрепляют.
Как увеличить популярность городских велосипедов?
Часто ли случаются массовые выезды велосипедистов?
Массовые веловыезды проводятся редко, и это хорошо. Лично я против того, чтобы они проводились часто. Разовые мероприятия должны быть, чтобы показать, что можно ездить зимой, например. Но перекрытие улиц вызывает недовольство четырёхколёсных. В Воронеже практиковался и другой подход к массовым выездам: каждую последнюю пятницу месяца люди просто ехали на работу на велосипеде. Они не собирались в группы, просто в какой-то момент велосипедистов на улицах становилось заметно больше, и это показывало, что велосипедисты в городе есть.