Портал для подачи заявлений на оформление повышенной государственной академической стипендии и материальной поддержки обучающимся ФГБОУ ВО "ИГУ"

Неделя науки ИГУ: о НЛО, криминалистике и прочем в формате TEDx. Часть 6

1315

Текст: Яна Бобкова

Фото: Иван Добринец, проект-студия Г.О.С



17 апреля в рамках Недель науки ИГУ в кинотеатре «Звездный» (ул. Декабрьских событий, 102/1) прошла серия открытых научно-популярных лекций в формате конференции TEDx (Technologies, Entertainments, Design – «Технологии, Развлечения, Дизайн») – интеллектуальное шоу, включающее в себя выступления преподавателей ИГУ на общественно интересные темы и демонстрацию научно-технических достижений. При этом время одного доклада было ограничено 20 минутами. Конференцию вел начальник управления по социальной и внеучебной работе ИГУ Александр Манзула.

Твой Плюс публикует конспекты лекций иркутских ученых и общественных деятелей:



Лекция шестая: «Быть эпикурейцем в XXI веке!»

Спикер: Сергей Федорович Шмидт, доцент кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета ИГУ, кандидат исторических наук

Шмидт.jpg

Начну с маленького лайфхака: участвуя в коротких лекциях в формате TED, старайтесь выступать последними, потому что тот, кто выходит последним, ловит на себе две интересные эмоции. Кто-то лектора ненавидит, потому что, если бы его не было, все бы уже закончилось, но в то же время к нему относятся позитивно, потому что после него уже ничего не будет. Поэтому получаешь энергетически интересные впечатления от происходящего.

Чтобы определить горизонт ожиданий, скажу: я не профессиональный философ, но увлекаюсь философией на протяжении своей жизни. Меня иногда просят выступить на философские темы перед людьми, которые тоже не являются профессиональными философами, поскольку я могу рассуждать на философские темы, не неся за них никакую ответственность.

Наверное, присутствующие слышали имя Эпикура – знаменитого древнегреческого классика и философа, но возможно здесь есть любители читать литературные памятники, например, «Божественную комедию» Данте Алигьери. В «Аде» они, может быть, обращали внимание, что Данте великих античных философов поместил в первый, легкий круг Ада – вместе с некрещеными младенцами. Грубо говоря, это люди, которые при жизни были хорошими, ничем дурным себя не запятнали, но им не повезло родиться и умереть до рождения Иисуса Христа, поэтому они не попали в Рай. Но раз они люди праведные, их совсем уж мучить нельзя, поэтому они в первом круге Ада. Там знаменитые античные философы, например, Сократ, Платон, Аристотель – получается такая аббревиатура «СПА», я их называю СПА-салон античной философии.

Комиксы-смешные-комиксы-ад-песочница-2126502.jpeg

Но для одного философа Данте сделал исключение – для Эпикура. Он попадает в шестой круг, где мучаются еретики и лжеучители – Эпикур учил истинам, которые с точки зрения христианского миропонимания были непозволительны.

Эпикур – философ эпохи эллинизма, это целый период в истории древней Европы, который занимал около 300 лет, период между царствованием Александра Македонского и установлением Римской империи. Когда правление Александра Македонского закончилось, и из его империи возникли эллинистические государства, выяснилось, что в этих государствах демократия оказалась ненужной. Произошла подмена народовластия чиновничеством и бюрократией – что нам близко в XXI веке. А люди, которые в древнегреческих республиках-полисах были гражданами с правами и обязанностями, превратились не столько в подданных, сколько получили возможность стать полноценными идиотами. Это в Древней Греции обозначало людей, которые сознательно отказались от выполнения общественных, политических, гражданских обязанностей, предпочитая жить в своем мире.

И вот мыслители эпохи эллинизма как раз создали такую немного идиотическую, детскую философию, и Эпикур в этом смысле продвинулся дальше остальных. Согласно его философии, наш мир плох, ничего хорошего в нем не было, нет и не будет, изменить его невозможно. Но это не повод, чтобы увлекаться эмо-субкультурой, впадать в депрессию, декадентские настроения, кончать жизнь самоубийством: раз уж родились, надо жить, а не стремиться к решению всех проблем сразу. Что же делать? Если мир плох, то главная задача человека – добиться максимальной степени независимости от этого мира. Почему я называю эту философию детской? Все присутствующие были детьми, так что все знают и помнят то детское миропонимание, когда ты живешь в мире взрослых, которые не прислушиваются к твоему мнению, и ничего с этими взрослыми ты сделать не можешь. Изменить мир взрослых правил невозможно, все, что может сделать ребенок, – попытаться в стороне, под столом или в своей детской комнате, построить собственный мир.

511bc7cef1f0866fb0492d836d1a52d1.jpg

В эллинистическую эпоху философия перестает интересоваться тем, чем интересовалась первоначально. Как устроен мир, как его познать – эти вопросы классической античной философии VI, V и отчасти IV веков, на которые сейчас убедительно отвечает наука.

Философия превращается в практическую науку о том, как быть счастливым, как обрести свое благо, как сделать так, чтобы тебе было хорошо. И Эпикур убежден в том, что человек с помощью сил, ресурсов собственного разума может постичь истину об окружающей его действительности и понять, как ему стать счастливым.

Он предлагает разобраться с причинами несчастья, страдания в этом мире – это зависимости от страхов (негативная зависимость) и от надежд (позитивная зависимость). Из-за того, что мы не свободны, прикованы к страхам и надеждам, мы лишаем себя счастья. А счастье – это удовольствие, наслаждение, смысл жизни как таковой. И вот для обретения этого счастья нужно воспользоваться разумом не как инструментом познания мира, а как средством для проникновения в природу счастья. 

N-xfnUSeN2Q.jpg

В текстах Эпикура вы найдете много советов: как избавиться от страха перед богами, природными явлениями, например, грозой или наводнением, и даже как избавиться от страха смерти. Внушать себе ежедневно, что пока мы живы, смерти еще нет, а когда смерть придет, нас уже нет. То есть то, чего мы боимся, не имеет к нам никакого отношения.

Еще один пример: такой источник страданий, беспокойства, недовольства, несчастья, как обида. Ничего хорошего в обиде нет, потому что сразу возникает желание отомстить обидчику или жаловаться на жизнь и требовать сочувствия от окружающих, которые этого сочувствия нам не предоставляют. Давайте попробуем разобраться с этим разумно. Если мы включаем мозги, включаем машину рациональности, то мы будем вынуждены сделать два важных вывода, почему не стоит обижаться. Первый – если вас хотели сознательно обидеть, и вы обиделись - вы сделали приятное плохому человеку. Зачем? Лучший способ отомстить обидчику – не обидеться. А второе – если вас обидели по недоразумению, то получается, что из-за случайности, из-за курьеза вы испортили отношения с человеком, с которым у вас в жизни могло бы что-нибудь получиться. Третьего варианта не дано, и поэтому обиды быть не должно, обида иррациональна, неразумна.

med_1422959377_image.jpg

Тут я бы рассмеялся Эпикуру в лицо, но его уже давно с нами нет: не встречал людей, которые перестали бы обижаться, проговаривая себе ежедневно, что обижаться не надо. Но Эпикур и вся античная философия предлагают стремиться к тому, что они называли атараксией, - душевному спокойствию, безмятежности, которые возникнут после избавления от зависимостей, связанных со страхами и надеждами.

Вот знаменитые эпикурейские лайфхаки, я помню их наизусть, не скажу, что они мне помогают в жизни, но

· когда что-нибудь стрёмное случается, я вспоминаю, что «для счастья человеку не нужно ничего, кроме него самого»;

· когда мне не хватает денег, я вспоминаю о том, что «кому малого мало, тому и многого будет мало»;

· или вот замечательный принцип - «там, где я ничего не могу, я ничего не должен и хотеть»;

· а когда я отправляюсь к стоматологу, то сидя в очереди, я вспоминаю, что «мудрец счастлив даже на дыбе».

Периодически вспоминать об этом приятно, но, увы, никак не помогает. Приятно думать, что мы – существа разумные, следовательно, этот инструмент разумности у нас под рукой. Приятно верить, что это поможет, и когда надо мной склонится стоматолог со своим страшным сверлом, я буду счастлив, потому что я мудрец, и даже дыба мне не страшна.

7yA_PzuAbPU.jpg

И последнее: как гуманитарий, я говорю, что есть такое направление, в котором научно-технический прогресс добился грандиозных результатов и успехов – это создание максимально комфортных условий для одиночества. Никогда еще в истории человечества одиноким социопатичным людям не было так приятно и хорошо, как в XXI веке, потому что можно общаться с кем угодно, не выходя за пределы своей квартиры и не отрываясь от монитора или экрана телефона. Можно выписывать на дом продукты, можно все смотреть и знать, никого не видя, но получая все, что захочешь. Кроме одного – интимных отношений, но, говорят, наука над этим работает.

И вот медленно, но верно человечество идет к воплощению эпикурейской мысли: для счастья человеку не надо ничего, кроме него самого. Во времена Эпикура реализовать этот призыв было трудно, но если его и можно реализовать, то только во времена, в которые мы с вами живем, в начале XXI века – вот что значит «быть эпикурейцем в XXI веке».

DSC08573.jpg

Вопрос из зала: Если философия изучает человека как объект, то чем она отличается от психологии?

Сергей Шмидт: Хороший вопрос, и я не случайно сказал, что поскольку я не профессиональный философ, то могу нести про философию все, что я о ней думаю. Многие философские вопросы давным-давно решены или решаются наукой, другие вопросы решаются религией, а третьи – психологией. Что же остается философии? Решать эти проблемы в одиночестве, опираясь исключительно на силы собственного разума, например, убедить себя в том, что обижаться бессмысленно. Это то, что может быть названо логотерапией – самоисцелением с помощью рационального размышления. Увы, пространство для такого рода практики очень узкое, поскольку все вокруг занято настоящей наукой, религией и психологией.