История, психоанализ и жвачка для мозгов: книжная полка Ольги Киселевой
Текст: Анастасия Долгополова
Ольга Киселёва, сотрудник пресс-службы Иркутского академического драматического театра им. Охлопкова
Ольга Киселёва - одна из самых молодых сотрудниц пресс-службы Иркутского драмтеатра, "самый драматичный админ" группы театра в вк, основатель легендарной рубрики "Ночной инстаграм" и поставщик уникальных снимков закулисной актерской жизни.
Выкладывать фотографии в Инстаграм может каждый, но придумывать к ним такие смешные и остроумные подписи, что хочется тут же бежать и купить билеты на всё, может только Ольга. Помимо всего прочего, она поделилась с Твоим Плюсом своим личным "топ-7" книг и интересно рассказала про каждую из них.
Насколько я помню, читать меня никто не учил. Скорее всего, это случилось в подготовительной группе детского сада. Это как с плаванием - не помню, как научилась, но возможно, что однажды просто выкинули из лодки.
Меня воспитывали бабушка с дедушкой и у нас была очень большая библиотека - с многотомниками Пушкина и Лермонтова, советскими собраниями сочинений. Я никогда не видела деда без книги - если он не плетет сети и не рыбачит, то точно читает. Он любил книги о войне, а я читала все, до чего дотягивалась.
В юности собирала свою библиотеку, но из-за частых переездов поняла, что перевозить её становится все сложнее. Теперь все мои книги в телефоне, это намного удобнее.
Случаются периоды «запойного» чтения, которые длятся пару месяцев, и за это время я могу прочесть все, что можно было бы читать полгода. Следом наступает период, когда я ничего не читаю, потому что уже «не лезет». Читаю вообще все.
Много книг по истории - это мое второе незаконченное высшее образование - и параллельно какую-нибудь художественную литературу, причем не важно - отечественную или зарубежную. Только с испанцами у меня не складываются отношения. Что Кастанеда, что Маркес. Пыталась прочесть «Сто лет одиночества», но пока разбиралась, кто кому брат, забыла, о чем история. С Прустом та же ситуация. У него все красиво и вкусно, но как долго длится описание бликов солнца на воде!
Так же и с Толстым, его книги для меня - это слишком. Да, здорово и интересно, но когда читаешь его, создаётся впечатление, будто какой-то дяденька пытается чему-то меня научить, а с возрастом все сложнее поддаваться на подобные провокации. В школе принципиально прочла всего Шекспира, но чувствую, что скоро буду перечитывать. В институте прочитала все приключения Эраста Фандорина Акунина… Это весело и на тот случай, когда нужна «жвачка» для мозгов.
Со временем все сложнее и сложнее самостоятельно выбирать литературу, как и фильмы. В основном читаю то, что услышала из обрывков разговоров в театре, плюс обязательное прочтение всего того, что готовится к постановке на нашей сцене и того, что содержит слово «театр» в заголовке. Это обычно что-то художественное, вроде Сомерсета Моэма, Булгакова.
С возрастом вкусы меняются - если в школе я читала вообще все, то в институте это были книги в оранжевом переплете, которые называют «альтернативой». Читала готику - Эдгар По и все в таком духе. Со временем эта полка становилась все шире и шире, появилась вторая, потом третья, и теперь я стараюсь не ходить в книжные магазины.
Сложно сказать, почему понравилась та или иная книга, чаще получается так, что как таковых мыслей не остаётся, ты просто сидишь и «перевариваешь» прочитанное. Внутри происходит что-то необъяснимое и это совершенно не осознается твоей разумной частью, но на следующий день ты уже чуточку изменённый.
Книги - маленький пазл, который незаметно встраивается в общую систему мышления и остаётся там, становясь частью твоего сознания.
Топ-семь Ольги Киселевой
Федор Достоевский
Записки из мертвого дома

Как-то на работе разговор зашёл о том, кто и как открыл для себя Достоевского. В основном в школе, конечно, но по-моему нельзя учить детей в таком возрасте «Преступлению и наказанию». Лучше прочитать в институте и всю жизнь неоднократно перечитывать. В школьные годы я как-то сознательно пришла к деду, и вытащила из книжного шкафа «Записки из мертвого дома» - мне название понравилось. Начала читать и не смогла остановиться. На тот момент больше всего удивило, что Достоевский может быть интересным. И ещё то, что это даже не школьная программа. С тех пор регулярно читаю его и перечитываю.
Иван Ефремов
Таис Афинская

Во время чтения этого романа больше всего интересовала история - Александр Македонский, Птолемей. Мое образование всегда было с историческим уклоном, поэтому я взахлёб прочитала все подробности о всех видах битв и завоеваний. Только потом мне объяснили, что это, оказывается, женская книга. И я поняла, что придётся перечитывать.
Сергей Довлатов

Пару-тройку лет назад я открыла для себя любимого писателя. До этого мне о них только рассказывали, точнее о том, что существует такое понятие. Говорили, в общем, много всего, а я слушала и молча кивала, потому что любимый писатель - это было для меня существо неизведанное и непонятное. А потом встретила Довлатова и передо мной открылись врата рая! Теперь уже в любом месте и в любой момент можно взять книгу, открыть и «поговорить» с ним. У Довлатова все идеально совпадает - и слова, и смысл. Главное, что всегда все будет понятно. Тут у меня именно бумажная книга, это важно.
Джеффри Евгенидис
Средний пол

Ее посоветовала одна подруга - я ей в этом вопросе доверяю и она мне до сих пор подкидывает литературку. Книга оказалась о сложной борьбе человека за определение пола. Читала я её давно, но если сейчас посмотреть по сторонам, то можно увидеть как вокруг разворачиваются события из «Среднего пола» - никто не может понять, кто он. В книге, правда, было несколько проще, там тело диктовало разуму, а сейчас уже наоборот.
Братья Стругацкие
Понедельник начинается в субботу

Моя стандартная любимая книга. Люблю Стругацких в принципе, но вот именно эту книгу я могу читать бесконечно. Мне кажется, что всё, что в этой книге - это о нас, о театре. Но это скорее исключение, нежели правило, потому что с русской литературой у меня довольно плохо складываются отношения, возможно из-за высокой морали и нравственности. Русских классиков, мне кажется, надо читать в охотку: вот захотелось в жизни разочароваться - сел и прочитал (потом, правда, все равно придётся перечитывать).
Нил Гейман
Американские боги

Книга мне безумно понравилась, вообще Геймана люблю. Нравится, что у него слова всегда очень здорово сочетаются в предложениях, да и сам язык красивый, хотя иногда чушь, но красивая. После его книг моё любимое блюдо в столовой - это «кофе, черный как ночь и сладкий, как грех».
Чак Паланик
Бойцовский клуб

Паланик - мой любимый писатель, несмотря на то, что его Довлатов очень сильно потеснил. В его книгах всегда очень много полезного - как сделать самодельную бомбу, например. Почему-то «Бойцовский клуб» с его раздвоением личности для меня лучше, чем «Снафф» или «Пигмей», например. Интересно то, что эту книгу можно по-разному рассматривать, особенно с точки зрения психоанализа.