Неделя науки ИГУ: об НЛО, криминалистике и прочем в формате TEDx. Часть 2
Текст: Яна Бобкова
Фото: Иван Добринец, проект-студия Г.О.С
Изображения: Freepik
17 апреля в рамках Недель науки ИГУ в кинотеатре «Звездный» (ул. Декабрьских событий, 102/1) прошла серия открытых научно-популярных лекций в формате конференции TEDx (Technologies, Entertainments, Design – «Технологии, Развлечения, Дизайн») – интеллектуальное шоу, включающее в себя выступления преподавателей ИГУ на общественно интересные темы и демонстрацию научно-технических достижений. При этом время одного доклада было ограничено 20 минутами. Конференцию вел начальник управления по социальной и внеучебной работе ИГУ Александр Манзула.
Твой Плюс публикует конспекты лекций иркутских ученых и общественных деятелей:
Лекция вторая: «История развития и современное состояние криминалистики»
Спикер: Александр Анатольевич Койсин, старший преподаватель кафедры судебного права юридического института ИГУ, адвокат.
Криминалистика – это наука о расследовании преступлений. Наверное, многие из вас смотрят фильмы, документальные передачи, возможно, российский сериал «След», герои которого за одну серию расследуют любое преступление, за пять минут проводят расследование, всё знают. Кто-то смотрит американские сериалы, например, «Место преступления». И наверняка каждый из вас задавался вопросом: «Как люди, которые расследую преступления, это делают?». В детстве вы читали рассказы о Шерлоке Холмсе, детективы Эдгара По и Агаты Кристи о том, как сыщик с помощником так же быстро расследуют преступления. Не исключено, что вы ставили себя на их место: как бы я действовал в этой ситуации, смог бы я расследовать преступление или не смог. Теоретически – это мог бы сделать любой человек, потому что, по сути дела, ничего сложного в этом нет.
Есть аксиома: преступление – это действие. Нет бездейственных преступлений, ведь даже чтобы оставить в опасности, нужно уйти. А уходя, что человек совершает? Действие.
Представьте, что вы следователь. Вам дали уголовное дело. Что делать в первую очередь? Некоторые студенты говорят: «Попить чай». Это логично. Другие говорят: «Посмотреть, что сделали до меня». И это неправильно. тобы понять, что вы будете расследовать и как это делать, берем первую книгу из двух необходимых – Уголовный кодекс, потому что в нем подробно расписаны все противоправные действия: кража, грабеж, убийство… Что такое кража? Это тайное хищение чужого имущества.
Действие выражается в определенном способе: грабеж – открытое хищение чужого имущества, незаконный оборот наркотиков – незаконное приобретение, хранение, передача наркотиков и так далее. Посмотрели способ совершения преступления. Что еще почерпнуть из статей уголовного кодекса? Определение преступника. Например: убийство матерью новорожденного ребенка. Кто преступник? Мать. Конструкция Уголовного кодекса РФ такова, что отец не может убить новорожденного ребенка, он будет отвечать по статье «Убийство», а если мать убила, то у преступления особая статья, «привилегированный» состав.
Преступник указывается либо напрямую (например, должностные преступления: получение взятки – получателем взятки будет только должностное лицо; воинские преступления могут совершать только представители армии, больше никто), либо его можно логически просчитать – в изнасиловании, например, преступником может быть только мужчина.
Идем дальше. Появляется в составе преступления потерпевший. «Убийство матерью новорожденного ребенка» - только ребенок может быть потерпевшим, «Изнасилование» – потерпевшей будет только женщина. Составы с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность – только несовершеннолетние.
Иногда появляется предмет преступного посягательства. Если кража – тайное хищение чужого имущества, то объект – имущество. Если убийство – причинение смерти другому человеку, то объект преступного посягательства – жизнь.
И еще один элемент, который появляется в схеме, – это обстановка, время и место совершения преступления. Преступления, совершенные – когда? – в военное время, кражи с проникновением – куда? – в жилище. Все конструктивные особенности преступлений прописаны в статьях либо это можно легко просчитать.
И к этим пяти элементам подключается шестой, который всегда есть, но в статьях не прописан, – следы преступления. Чтобы просчитать следы, человеку нужно подумать. Следы – это материальные либо идеальные последствия совершенного преступления. Что может быть следом при краже? Следы рук, ног, следы взлома, похищенное имущество, кто-то мог видеть, как преступник проникал в жилище. Сейчас очень много видеокамер, которые позволяют просматривать сложные ситуации. Человек, расследующий преступление, садится и думает – какие следы вознкли при совершении преступления? И самое интересное, что по этому пути идут все, даже в тех же самых рассказах о Шерлоке Холмсе: берут следы и просчитывают, кто мог бы совершить это преступление.
Причем эти шесть элементов, включая следы, взаимосвязаны между собой. Зная один, вы можете спокойно выйти на другой. Например, совершена кража из ларька, и в качестве следов вы видите, что похищено малоценное имущество, но очень яркое. Можно представить, кто совершил преступление. Статистика показывает, что такие преступления совершают только несовершеннолетние, потому что хватают яркое, но малоценное, так как не могут оценить. Место у нас есть, и с помощью местных органов, например, по опеке несовершеннолетних, можно легко выйти на преступника.
Прочитав конструкцию состава и просчитав, какие следы у преступления, следователь берет вторую книгу – Уголовно-процессуальный кодекс, и смотрит, какие у него есть действия, чтобы найти материальные и идеальные следы. Для поиска материальных – осмотр места происшествия, обыск, выемка, следственный эксперимент, освидетельствование. Для обнаружения идеальных, того, что в памяти человека, - допрос, очная ставка, проверка показаний на месте и опознание.
Следователь берет то, что ему нужно, и только после этого открывает дело, которое ему дали. Смотрит, что уже до него сделали, чтобы не повторяться, не совершать дублирующую работу. Когда конструкция укладывается в голове, поверьте мне, раскрыть можно любое преступление, каким бы фантастически сложным оно ни казалось.